Российский авторынок в 2015 году: подводим итоги

Российский авторынок в 2015 году: подводим итоги

В 2015 году кризис на российском авторынке достиг своей высшей точки. Спрос упал даже на популярные модели внедорожников и автомобилей премиум-класса. Главная причина — падение потребительского спроса и рост цен. И каких-то положительных изменений можно ожидать только после улучшения экономической ситуации в стране.
Дата
28.12.2015
Просмотры
1384
Поделиться с друзьями

Падение продаж на российском рынке происходит вот уже несколько лет подряд, усугубляясь с каждым годом. В 2013 году продажи упали на 5%, в 2014 цифра достигла уже 10%, а в уходящем году произошло падение уже до 37%, что составило чуть больше полутора миллионов машин.

И такое уменьшение продаж не удивительно на фоне роста цен на автомобили на 25-30%. Причинами этого стали нестабильный курс рубля, снижающаяся покупательная способность населения, а также политические факторы: санкции, из-за которых произошло ещё большее подорожание новых иномарок.

Однако, немного спасли ситуацию программы стимулирования спроса. По мнению экспертов, без скидок по утилизации, льготных автокредитов и госсубсидий на лизинг автомобилей рынок рухнул бы более чем в два раза.

Что касается отечественного автопрома, то 2015 год стал для него довольно успешным. Лидером на российском авторынке остался АВТОВАЗ, реализовавший по итогам года 245,6 тысяч автомобилей Lada. Тольяттинский автозавод даже сумел нарастить долю продаж до 17%. И хотя бестселлер АВТОВАЗа Lada Granta рискует утратить статус самой продаваемой в пользу иномарки Hyundai Solaris, завод намерен укреплять свои позиции на рынке с помощью новинок — Lada Vesta и XRAY. Конечно, рассчитывает АВТОВАЗ и на государственную поддержку.

Удачным может считать уходящий год и Ульяновский автозавод. К концу года ему удалось реализовать 42,4 тысячи автомобилей, достигнув уровня результатов прошлого года. Лидером продаж стал, конечно, флагманский вседорожник УАЗ Patriot. Специалисты считают, что благодаря существенно улучшенному качеству автомобилей отечественные марки могут смело конкурировать с иномарками своих классов. Объёмы продаж так же увеличивает сотрудничество с новыми, сильными дилерами.

В сегменте зарубежных автомобилей на первое место вышли корейские Hyundai и Kia, заняв более 20% рынка. К концу 2015 года Hyundai с небольшим отрывом вышел в лидеры: 148,6 тысяч автомобилей против 148,3 тысяч у Kia. И в 2016 году компания намерена удерживать первенство и привезти в Россию новинку Hyundai Creta, обновлённый Grand Santa Fe и новое поколение Elantra. Kia рассчитывает демонстрировать динамику и сохранить свою долю рынка. Кроме того, компания запустит ряд новинок, таких как, например, Kia Sportage, Optima и др.

Первенство этих корейских автопроизводителей не удивительно, поскольку они в меньшей степени зависимы от курса рубля и доллара. Кроме того, компании предприняли ряд мер по удержанию своих позиций: беспроцентные кредиты и выпуск новых экономичных моделей.

Бюджетный бренд Datsun также продолжает улучшать свои позиции, оставаясь одним из самых востребованных на рынке, поскольку на бюджетных модели кризис отражается в меньшей мере.

Основные потери обнаруживаются в среднем ценовом сегменте. Здесь произошло падение продаж от 40% (Renault, Volkswagen, Skoda и Ford) до 70% (Peugeot и Citroen). Обусловлено это тем, что в период кризиса именно так называемый средний класс терпит больше всего потерь. Премиум-сегмент же наоборот несёт меньшие потери, поскольку их клиенты не ощущают сильной нехватки средств.

Однако, и премиальные марки демонстрируют упадок. В среднем сегмент упал на 25%. Доля премиум-моделей на рынке увеличивается, однако борьба за каждого клиента здесь обострилась. И хотя падение в данном сегменте происходит медленнее, снижение продаж будет продолжаться до стабилизации экономической ситуации. Сохраняют рост продаж лишь два премиум-бренда – Lexus (+2%) и Porsche (+20%).

Один из самых перспективных сегментов на рынке — сегмент внедорожников тоже теряет продажи. Лидерство здесь сохраняет Renault Duster, хотя его продажи и упали на 45%. Однако лидерство это не безоговорочное, ведь вперёд по итогам месячных продаж выходили и Lada 4×4, и Nissan X-Trail, и Toyota RAV4. Падение в данном сегменте не удивительно, ведь подобного рода автомобили весьма затратны в обслуживании. Возможно улучшить ситуацию в сегменте внедорожников сможет новый Hyundai Creta, который начнут производить на российском заводе осенью 2016 года.

Если говорить о перспективах, которые ожидают рынок в наступающем году, то большинство экспертов считают, что спрос на новые автомобили продолжит падать, но сбавив темп. Они отмечают, что одним из важнейших факторов, влияющих на ёмкость рынка, станет господдержка автопрома. Ожидается, что объём продаж будет сопоставим с результатами 2015 года, в худшем случае произойдёт понижение на 5%. Роста продаж до 2017 года можно не ждать.

По мнению специалистов, наибольшим спросом в 2016 году будут пользоваться бюджетные иномарки, продукция отечественного автопрома и хиты премиум-сегмента.